Ссылки

Памятки, советы, рекомендации

Изобразительная деятельность как средство коррекции детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра (РАС)

Автор: Баулина Светлана Николаевна
|Должность: Воспитатель, МБДОУ "Ромодановский детский сад комбинированного вида"

 

Мир «особого» ребенка интересен и пуглив,

Мир «особого» ребенка безобразен и красив,

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт

Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?

Почему он так испуган? Почему не говорит?

Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих

Мир «особого» ребенка допускает лишь своих!

Наталья Адамовна Калиман

Проблема «особых» детей является актуальной для любого дошкольного учреждения.

Дети с ОВЗ, а именно с расстройствами аутистического спектра – это дети, имеющие отклонения от нормы в эмоциональном, поведенческом интеллектуальном развитии. Их состояние здоровья препятствует освоению образовательных программ, искажает целостную картину предметного мира. Доминирующими чертами у детей с ограниченными возможностями являются трудности в общении со сверстниками, слабая эмоциональная устойчивость, неуверенность, частая смена настроения, отмечается неравномерная трудоспособность, снижена активность мышления. Развитию наблюдательности, сосредоточенности мешает повышенная отвлекаемость. Из-за быстрого наступления утомления дети не могут завершить начатое дело, в следствии чего отмечается снижение интереса к результативности деятельности, а часто он и вовсе отсутствует. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем; невозможность выразить свои переживания приводят к возрастанию эмоционального напряжения как следствие - к возникновению поведенческих проблем.

В настоящее время принципиально меняется содержание образовательного процесса, в котором возможно выявление и раскрытие потенциала каждого ребенка, развитие его индивидуальности, создание оптимальных условий для обогащения жизненного опыта и личностного роста.

Творческая деятельность занимает первостепенное место в жизни любого человека, тем более она приобретает большое значение в жизни «особенных» детей.

Изобразительная деятельность – одна из областей, где полная свобода в процессе обучения не только допустима, но и необходима. Первостепенное значение имеет сам процесс деятельности, особенно велико оно для детей с ограниченными возможностями здоровья, является подходящим средством для развития воображения, самовыражения, увлекает и успокаивает, помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка, поэтому в основу коррекционной работы включаются занятия изобразительной, продуктивной деятельностью.

Задача педагога состоит в том, что бы создать максимально благоприятные условия для развития творческих способностей на основе дифференцированного подхода и должна носить эмоциональный и творческий характер.

Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей, поэтому педагогу необходимо постоянно поддерживать интерес ребенка к изобразительному творчеству. Ребенок испытывает потребность не только в познании, но и в овладении способами деятельности, владения навыками и умениями.

При обучении детей с расстройствами аутистического спектра рисованию очень часто  применяется  метод совместного, игрового рисования, в ходе которого взрослый вместе с ребенком рисует различные предметы, ситуации из жизни его семьи, различные сюжеты из мира природы и людей, используя различные техники и инструменты и обязательно сопровождается эмоциональным комментарием.

Существует множество разнообразных техник рисования. Их выбор индивидуален и зависит от личных предпочтений каждого ребенка: это и пальчиковая живопись, водяная печать, использование различных приспособлений для рисования, такие как ушные палочки, поролоновые губки, вата, трубочки, природные материалы, штампы и печати и еще многое, многое другое.

Считается, что рисование ладонями и пальцами снимает напряжение, способствует развитию осязания, гибкости пальцев, служит профилактикой и коррекцией тревожности. Краску на руки можно наносить кисточками различной жёсткости, щёткой, губкой или просто окунать пальчики или руку в баночку, палитру с краской. Рисунок обязательно должен иметь свой сюжет.

Каракули, любимые многими детьми, рисуются пастелью или мелками. Ритмичные движения помогают снять эмоциональное напряжение, создают настрой на занятие.

Рисование по сырому – это нанесение рисунка на предварительно смоченный водой

лист бумаги. Обязательно должен присутствует сюжет: дождь за окном, туман и т. д.

Очень интересный прием – рисунок с сюрпризом. На лист бумаги наносится

рисунок, затем аккуратно заклеивается кусочком бумаги. Ребенок просто рисует дождь, вертикальные сплошные линии, а затем педагог отклеивает кусочек бумаги и оказывается, что там, под зонтом, спрятался человечек и дождь его не намочил!

Рисование вилкой – вилку окунуть в гуашь и прижать ее к бумаге. Этот прием можно использовать при рисовании Новогодней Елки, колючего ежа. Перед рисованием необходимо актуализировать тактильную память, потрогать «колючего» ежа, хвойную ветку. Обговорить, что колючая вилка рисует такие же колючие иголки.

Отпечатки листьев - покрывается листок дерева красками разных цветов, затем прикладывается к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

 

Взрослый сначала  больше сам творит, используя руки ребенка  частично. Ребенок  наблюдает, затем включается в процесс. 

Перед рисованием нужно познакомить с кисточкой, с другими инструментами для рисования, потрогать, показать  как ими пользоваться. Так как они тянуться к темной краске, лучше убрать ее из набора. Ребенок изображает  пятна, штрихи, называя при этом какой-либо предмет. Только потом можно перейти к упражнениям, знакомству с разнообразием материалов. В рисунках отражаются впечатления, полученные в результате наблюдений. 

Следует помнить,  со  многими аутичными детьми нельзя начинать рисовать с простейших рисунков. Нужно идти от сложного к простому. 

Чтобы привлечь внимание и интерес к занятиям, необходимо использовать разнообразные стихи, песни, считалки. 

При правильном подходе обычно удается вызвать у аутичного ребенка интерес к изобразительной деятельности. Ему нравится этот вид совместной со взрослым деятельности, а главное, он чувствует себя достаточно комфортно и уверенно.

 

Список литературы: 

1. Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности / Т.Н. Доронова. – М.:Сфера, 2005.-211с.

2. Зимина Е.М. Изобразительная деятельность в условиях инклюзивного образования/ Е.М.Зимина, В.М Дубровин // Образовательная среда сегодня. - 2015. -№3. -С.27-29.

3. Лебединская К.С,. Никольская Е.Р., Баенская Е.Р. и др. Дети с нарушениями  общения - М.: Просвещение,1989.-95с.

4. Медведева Е.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании/Е.А Медведева. И.Ю. Левченко. Л.Н. Комиссарова. – М.: Академия, 2017. 175 с.

5.  Рудик О.С.Как помочь аутичному ребенку.- М..: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2017.-207с. 

6. Тюкова А. Инклюзивное образование детей в дошкольном образовательном учреждении/ А. Тюкова// Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. — 2012. — № 4. — С. 18–21

 


Мир «особого» ребенка интересен и пуглив,
Мир «особого» ребенка безобразен и красив,
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт
Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих
Мир «особого» ребенка допускает лишь своих!
Наталья Адамовна Калиман
Проблема «особых» детей является актуальной для любого дошкольного учреждения.
Дети с ОВЗ, а именно с расстройствами аутистического спектра – это дети, имеющие отклонения от нормы в эмоциональном, поведенческом интеллектуальном развитии. Их состояние здоровья препятствует освоению образовательных программ, искажает  целостную картину предметного мира.  Доминирующими чертами у детей с ограниченными возможностями являются трудности в общении со сверстниками, слабая эмоциональная устойчивость, неуверенность, частая смена настроения, отмечается неравномерная трудоспособность, снижена активность мышления. Развитию наблюдательности, сосредоточенности мешает повышенная отвлекаемость. Из-за быстрого наступления утомления дети не могут завершить начатое дело, в следствии чего отмечается снижение интереса к результативности  деятельности, а часто он и вовсе отсутствует. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем; невозможность выразить свои переживания приводят к возрастанию эмоционального напряжения как следствие - к возникновению поведенческих проблем.
В настоящее время принципиально меняется содержание образовательного процесса, в котором возможно выявление и раскрытие потенциала каждого ребенка, развитие его индивидуальности, создание оптимальных условий для обогащения жизненного опыта и личностного роста.
Творческая деятельность занимает первостепенное место в жизни любого человека, тем более она приобретает большое значение в жизни «особенных» детей.
Изобразительная деятельность – одна из областей, где полная свобода в процессе обучения не только допустима, но и необходима. Первостепенное значение имеет сам процесс деятельности, особенно велико оно для детей с ограниченными возможностями здоровья, является подходящим средством для развития воображения, самовыражения, увлекает и успокаивает, помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка,  поэтому в основу коррекционной работы включаются занятия изобразительной, продуктивной деятельностью.
Задача педагога состоит в том, что бы создать максимально благоприятные условия для развития творческих способностей на основе дифференцированного подхода и должна носить эмоциональный и творческий характер.
Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей, поэтому педагогу необходимо постоянно поддерживать интерес ребенка к изобразительному творчеству. Ребенок испытывает потребность не только в познании, но и в овладении способами деятельности, владения навыками и умениями.
При обучении детей с расстройствами аутистического спектра рисованию очень часто  применяется  метод совместного, игрового рисования, в ходе которого взрослый вместе с ребенком рисует различные предметы, ситуации из жизни его семьи, различные сюжеты из мира природы и людей, используя различные техники и инструменты и обязательно сопровождается эмоциональным комментарием.
Существует множество разнообразных техник рисования. Их выбор индивидуален и зависит от личных предпочтений каждого ребенка: это и пальчиковая живопись, водяная печать, использование различных приспособлений для рисования, такие как ушные палочки, поролоновые губки, вата, трубочки, природные материалы, штампы и печати и еще многое, многое другое.
Считается, что рисование ладонями и пальцами снимает напряжение,  способствует развитию осязания, гибкости пальцев, служит профилактикой и коррекцией тревожности. Краску на руки можно наносить кисточками различной жёсткости, щёткой, губкой или просто окунать пальчики или руку в баночку, палитру с краской. Рисунок обязательно должен иметь свой сюжет.
Каракули, любимые многими детьми, рисуются пастелью или мелками. Ритмичные движения помогают снять эмоциональное напряжение, создают настрой на занятие.
Рисование по сырому – это нанесение рисунка на предварительно смоченный водой
лист бумаги. Обязательно должен присутствует сюжет: дождь за окном, туман и т. д.
Очень интересный прием – рисунок с сюрпризом. На лист бумаги наносится
рисунок, затем аккуратно заклеивается кусочком бумаги. Ребенок просто рисует дождь, вертикальные сплошные линии, а затем педагог отклеивает кусочек бумаги и оказывается, что там, под зонтом, спрятался человечек и дождь его не намочил!
Рисование вилкой – вилку окунуть  в гуашь и прижать ее к бумаге. Этот прием  можно  использовать  при рисовании Новогодней Елки, колючего ежа. Перед рисованием необходимо актуализировать тактильную память, потрогать «колючего» ежа, хвойную ветку. Обговорить, что колючая вилка рисует такие же колючие иголки.
Отпечатки листьев -  покрывается  листок дерева красками разных цветов, затем прикладывается  к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Взрослый сначала  больше сам творит, используя руки ребенка  частично. Ребенок  наблюдает, затем включается в процесс.
Перед рисованием нужно познакомить с кисточкой, с другими инструментами для рисования, потрогать, показать  как ими пользоваться. Так как они тянуться к темной краске, лучше убрать ее из набора. Ребенок изображает  пятна, штрихи, называя при этом какой-либо предмет. Только потом можно перейти к упражнениям, знакомству с разнообразием материалов. В рисунках отражаются впечатления, полученные в результате наблюдений.
Следует помнить,  со  многими аутичными детьми нельзя начинать рисовать с простейших рисунков. Нужно идти от сложного к простому.
Чтобы привлечь внимание и интерес к занятиям, необходимо использовать разнообразные стихи, песни, считалки.
При правильном подходе обычно удается вызвать у аутичного ребенка интерес к изобразительной деятельности. Ему нравится этот вид совместной со взрослым деятельности, а главное, он чувствует себя достаточно комфортно и уверенно.

Список литературы:
1.    Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности / Т.Н. Доронова. – М.:Сфера, 2005.-211с.
2.    Зимина Е.М. Изобразительная деятельность в условиях инклюзивного образования/ Е.М.Зимина, В.М Дубровин // Образовательная среда сегодня. - 2015. -№3. -С.27-29.
3.    Лебединская К.С,. Никольская Е.Р., Баенская Е.Р. и др. Дети с нарушениями  общения - М.: Просвещение,1989.-95с.
4.    Медведева Е.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании/Е.А Медведева. И.Ю. Левченко. Л.Н. Комиссарова. – М.: Академия, 2017. 175 с.
5.     Рудик О.С.Как помочь аутичному ребенку.- М..: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2017.-207с.
6.    Тюкова А. Инклюзивное образование детей в дошкольном образовательном учреждении/ А. Тюкова// Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. — 2012. — № 4. — С. 18–21

Информация размещена с разрешения автора
К списку
Создано: 02.10.2022   |   Изменено: 02.10.2022 13:48:56
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
Занятие педагога-психолога М. С. Дементьевой "Лесная школа"
Фотографии